Основатель - Фелиситас Гудман |
Фелиситас Мария Йохана Дениелс родилась в семье этнических немцев в Будапеште, Венгрии 30 января 1914 г. Из двух детей она была старшей. Еще юной девушкой она получила начальное образование в Римском Католическом Ордене монахинь Урсулинок, несмотря на то, что ее семья исповедовала лютеранство. После окончания школы, уже будучи молодой женщиной, она поступила в Университет Гейдельберг в Германии и в 1936 г. получила диплом переводчика. Там она познакомилась со своим будущим мужем, Гленом Гудманом, американцем родом из штата Огайо. В 1947г. Фелиситас, Глен и трое их детей переехали в город Колумбус, штат Огайо, где Глен занял должность преподавателя немецкого языка в Государственном Университете Огайо. И несколько лет спустя у них родился четвертый ребенок. В этот период своей жизни Фелиситас преподавала немецкий и английский языки и делала письменные переводы научных статей. В 1965, когда ей был уже 51 год и дети повзрослели, она вернулась в аспирантуру в Государственный Университет Огайо, и в 1968 г. получила звание магистра лингвистики (языкознания), а затем и докторскую степень в области культурной антропологии в 1971 г. С 1968 и вплоть до ее вынужденного ухода на пенсию в 1979, в возрасте 65-ти лет, она преподавала лингвистику, культурную антропологию и сравнительное религиоведение в Университете Денисон в городе Гран вилле, штат Огайо. Вклад Фелиситас Гудман в антропологию. Фелиситас Гудман внесла два крупных вклада в антропологию. Первый - в область «глоссолалии» или так называемое «говорение на языках» (нарушение артикуляции или нарушение речи у психических больных); Глоссолалия представляет собой структурную вокализацию (выражение голосом), не несущую смысловой нагрузки, которую можно повторить сразу после одного прослушивания. Второй вклад касается религиозного экстатического транса. Статуэтки и наскальные рисунки, изображающие людей в необычных положениях тела, долгое время составляли интерес исключительно историков культуры или археологов. Выявить в данных изображениях трансовую составляющую удалось в середине прошлого века американскому антропологу Фелиситас Д.Гудман (1914-2005). Будучи высокопрофессиональным экспертом лингвистики и антропологии, она долгие годы изучала особый трансовый феномен - глоссолалию, "говорение на языках". Она много раз наблюдала людей, впадавших в глубокий транс во время обряда Крещения в общинах пятидесятников. Каждый раз после этого люди демонстрировали покой, удовлетворенность, наполненность и чувство радости. Те же самые изменения в людях производил особый трансовый ритм, который использовали туземцы во время ритуальных танцев и шествий. В качестве трансовых инструментов использовались барабаны или шаманские погремушки. Преподавая в университете города Денисон, она рассказывала своим студентам о том, какие чудесные Доктор Гудман совместно с другими энтузиастами объединились для изучения и исследования воздействия восьмидесяти различных ритуальных поз на человека. Совместно со своими студентами университета в качестве испытуемых , она воспользовалась некоторыми методами введения в транс (а именно ритмической стимуляцией), которые она наблюдала в период своих ранних исследований в апостольских церквях в Мексике. Несмотря на то, что ее студенты говорили о том, что им успешно удалось достичь альтернативного состояния сознания, доктор Гудман была разочарована явным недостатком совпадений в их опыте. Вскоре после этого, она обнаружила недостающий компонент, который объединит религиозно-трансовые переживания. Узнав о том, что положение тела в медитативных практиках может привести к определенным физиологическим изменениям, доктор Гудман начала поиски поз, которые она могла использовать в ее исследованиях трансовых состояний. Она нашла то, что искала в картинках и иллюстрациях небольших статуэток и наскальной живописи тысячелетней давности и которые, вероятно, представляли собой законченные, самодостаточные религиозные ритуалы. Практикуя некоторые из этих поз с добровольцами и используя шумелку в качестве ритмического стимула, чтобы ввести в транс, доктор Гудман обнаружила, что их состояние сознания было изменено удивительным образом, а именно: они вошли в состояние транса, которое обеспечивало вход в альтернативную реальность, где они испытали экстаз (экстатические переживания). Ритм погремушки или барабана 210 ударов в минуту помогает преодолеть блокировку нервной системы и достичь измененного состояния сознания. Подобное измененное восприятие делает возможным визионерское, познавательное переживание, в котором участвуют все наши телесные чувства. Поговорка, которая гласит, что " Тот, кто использует только глаза, чтобы видеть, видит только тени мира", отражает мудрость, которая имеет глубокие корни во многих туземных культурах. Антрополог Эрика Бургигнон, проводя сравнительный анализ сообществ в своей работе (1973), выяснила, что из 488 сообществ мира, 437 (или 90%) использовали, по крайней мере ,один, учрежденный культурой, способ вхождения в измененное состояние сознание. Асаны в Хатха Йоге также уходят своими корнями в ритуальные позы шаманских культур. Переживания измененного состояния сознания в результате намеренного, целенаправленного шаманского воздействия могут быть страстными (удовольствие - это слишком мягкое слово для передачи ощущения). Они могут быть целительными и озаряющими, прорицательными, могут позволить ощутить себя самим собой и целостным в то же самое время. Эти переживания доступны каждому, кто на это отважится, после небольшой подготовки. Более того. Эти путешествия ведут нас к переосмыслению своего места в мире, приводит к иному восприятию природы и признанию того, что все сущее наделено душой. Те, кто получил такой опыт, ощутили, что вся жизнь едина, что все переплетено и взаимозависимо. Эти люди способны вести более интенсивную жизнь в повседневной, будничной реальности. Они получают ощущение независимости материального мира, времени и пространства от личного "Я". Фелиситас Гудман говорит прямо: «Транс – целителен».
|
Назад